Структура программы на Pascal
Program <имя программы>;
Uses <имя1, имя2,…>; -
Label <описание меток>;
Const <описание констант>;
Type <описание типов>;
Var <описание переменных>;
Procedure(Function) <описание подпрограмм>;
Begin
<раздел операторов>;
end.
Константа служит для обозначения какого-то определенного значения и в процессе работы программы значение константы не меняется. Например, 5.25, 100. Константа может иметь собственное уникальное имя. Например, при объявлении Const A = 7, константа A получает значение 7 (значение A (7) в процессе работы программы не меняется!).
Переменная служит для хранения какого-либо значения и всегда(!!!) имеет уникальное собственное имя. Под переменную отводится место в оперативной памяти, куда при выполнении операторов присваивания или при вводе с клавиатуры заносится значение переменной и откуда берется значение переменной при выполнении каких-либо операций с этой переменной и при выводе её на экран (или в файл). Само название «переменная» подразумевает, что в процессе работы программы значения переменной может меняться.
Типы данных
Числовые типы данных
Тип данных определяет множество допустимых значений данных (констант или переменных), объем выделяемой памяти и действия, допустимые с данными этого типа. С числовыми данными допустимы любые арифметические операции (+ , - , * , / , div , mod (для целых данных) ), операции сравнении (< , <= , > , >= , <> , = ), а также использование их в стандартных функциях (sqrt – квадратный корень, sqr – возведение в квадрат, abs – нахождение абсолютной величины (модуля) и т.д.)
Символьный тип данных – Char.
1) Символьный (или литерный) тип Char определяется множеством значений кодовой таблицы ПЭВМ. Каждому символу ставится в соответствие целое число от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII. Существует таблица кодов ASCII, которую можно найти в приложении к любой книге по программированию (см. [1]).
2) Объявление переменных символьного типа не отличается от объявления переменных других типов. В программе значения переменных и констант типа Char должны быть заключены в апострофы.
Пример.
Var C: Char;
Begin
C:=’Y’; {в символьную переменную записывается символ Y}
Логический тип данных – Boolean.
1) Значениями данных логического типа Boolean являются две логические константы – false (ложь, порядковый номер в списке логических констант равен 0) и true (истина – порядковый номер в списке логических констант равен 1).
2) Объявление переменных логического типа (Boolean) не отличается от объявления переменных других типов.
Пример.
Var B1,B2,B3: Boolean;
Begin
B1:=true; {логической переменной B1 присваивается значение true (истина)}
B2:=false; {логической переменной B2 присваивается значение false (ложь)}
B5:=3<5; {логической переменной B3 присваивается значение 3<5(true)}
3) Над данными логического типа определены следующие операции отношения, вырабатывающие результат логического типа: =, <>, <, >, <=, >=. Сравнение осуществляется следующим образом: false < true; false <= true; true > false; true >= false; false = false; true = true. Переменную (выражение) типа Boolean допускается использовать в качестве селектора в операторе Case. Данные логического типа нельзя использовать в арифметических выражениях.
4) Для данных символьного типа определены следующие стандартные функции:
ord(b) – преобразует переменную b в порядковый номер ее значения в списке логических констант;
Пример: ord(false)=0, ord(true)=1;
pred(b) – возвращает предыдущее для b по списку логических констант значение;
Пример: pred(true)=false, pred(false) - неопределенно;
succ(b) – возвращает следующее для b по списку логических констант значение;
Пример: succ(false)=true, succ(true) - неопределенно.
3) Над данными символьного типа определены следующие операции отношения, вырабатывающие результат логического типа: =, <>, <, >, <=, >=. Сравнение осуществляется в соответствии с таблицей кодов. Меньше считается символ с меньшим значением ASCII-кода.
Основные арифметические операции и функции:
+ сложение;
- вычитание;
* умножение;
/ деление вещественных чисел;
div целочисленное деление (вычисляется целая часть частного, а дробная часть отбрасывается);
mod деление по модулю, т. е. остаток от целочисленного деления;
SQR(x) возведение числа х в квадрат;
SQRT(x) извлечение квадратного корня из х.
2. Операции отношения:
= равно; <> не равно;
> больше; >= больше или равно;
< меньше; <= меньше или равно.
3. Приоритет операций (порядок выполнения операций)
Приоритетом операций называется очередность выполнения операций в выражении. Выполнение каждой операции происходит с учетом ее приоритета.
Приоритет операций в выражении без скобок:
1) * / div mod
2) + -
3) = <> < > >= <=
Сначала выполняется вычисления в скобках, затем операции в порядке убывания их приоритета (операции с равным приоритетом выполняются слева направо).