Среда, 16.07.2025, 13:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Учебный сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Структурная схема программы на алгоритмическом языке

Структура программы на Pascal

Program <имя программы>;

Uses <имя1, имя2,…>; -

Label <описание меток>;

Const <описание констант>;

Type <описание типов>;

Var <описание переменных>;

Procedure(Function) <описание подпрограмм>;

Begin

            <раздел операторов>;

end.

 

Константа служит для обозначения какого-то определенного значения и в процессе работы программы значение константы не меняется. Например, 5.25, 100.  Константа может иметь собственное уникальное имя. Например, при объявлении Const A = 7, константа A  получает значение 7 (значение A (7) в процессе работы программы не меняется!).

Переменная служит для хранения какого-либо значения и всегда(!!!) имеет уникальное собственное имя. Под переменную отводится место в оперативной памяти, куда при выполнении операторов присваивания или при вводе с клавиатуры заносится значение переменной и откуда берется значение переменной при выполнении каких-либо операций с этой переменной и при выводе её на экран (или в файл). Само название «переменная»  подразумевает, что в процессе работы программы значения переменной может меняться. 

Типы данных

Числовые типы данных

Тип данных определяет множество допустимых значений данных (констант или переменных), объем выделяемой памяти и действия, допустимые с  данными этого типа. С числовыми данными допустимы любые арифметические операции (+ ,­ -  , * ,  / , div , mod (для целых данных) ), операции сравнении (< ,  <= , > , >= , <> , = ), а  также использование их в стандартных функциях (sqrt – квадратный корень, sqr – возведение в квадрат, abs – нахождение абсолютной величины (модуля) и т.д.)

Символьный  тип данных – Char.

1) Символьный  (или  литерный)  тип Char определяется  множеством  значений  кодовой  таблицы  ПЭВМ.  Каждому  символу  ставится  в  соответствие  целое  число  от  0 до 255. Для  кодировки  используется  код  ASCII. Существует  таблица  кодов  ASCII,  которую  можно  найти  в  приложении к  любой  книге  по  программированию (см. [1]).

2) Объявление  переменных  символьного  типа  не отличается  от  объявления  переменных других типов.  В  программе  значения  переменных  и  констант  типа  Char  должны  быть  заключены  в  апострофы.

Пример. 

Var   C: Char;

Begin

C:=’Y’;                                          {в символьную переменную записывается  символ Y}

Логический  тип данных – Boolean.

1) Значениями данных логического типа Boolean являются две логические константы – false (ложь, порядковый номер  в списке логических констант равен 0) и  true (истина – порядковый номер  в списке логических констант равен 1). 

2) Объявление  переменных  логического  типа (Boolean)  не отличается  от  объявления  переменных других типов. 

Пример. 

Var   B1,B2,B3: Boolean;

Begin

B1:=true;                           {логической переменной B1 присваивается значение true (истина)}

B2:=false;                          {логической переменной B2 присваивается значение false (ложь)}

B5:=3<5;                         {логической переменной B3 присваивается значение 3<5(true)}

3) Над данными  логического  типа  определены  следующие  операции  отношения, вырабатывающие  результат  логического  типа:  =, <>, <, >, <=, >=. Сравнение  осуществляется  следующим образом:  false < true; false <= true; true > false; true >= false; false = false; true = true. Переменную  (выражение) типа   Boolean  допускается  использовать в  качестве  селектора  в  операторе  Case. Данные логического типа нельзя использовать в арифметических выражениях.

4) Для  данных  символьного типа  определены  следующие  стандартные  функции:

ord(b) – преобразует переменную  b в порядковый номер ее значения в списке логических констант; 

Пример:  ord(false)=0,      ord(true)=1;

pred(b) – возвращает  предыдущее для b по списку логических констант  значение;

Пример: pred(true)=false,   pred(false) -  неопределенно;

succ(b) – возвращает  следующее для b по списку логических констант  значение;

Пример: succ(false)=true, succ(true) -  неопределенно.

3) Над данными  символьного  типа  определены  следующие  операции  отношения, вырабатывающие  результат  логического  типа:  =, <>, <, >, <=, >=. Сравнение  осуществляется  в  соответствии  с  таблицей  кодов. Меньше считается  символ  с  меньшим  значением  ASCII-кода.

Основные арифметические операции и функции:

+ сложение;

-  вычитание;

* умножение;

/ деление вещественных чисел;

div  целочисленное деление (вычисляется целая часть частного, а дробная часть отбрасывается);

mod деление по модулю, т. е. остаток от целочисленного деления;

SQR(x) возведение числа х в квадрат;

SQRT(x) извлечение квадратного корня из х.

2. Операции отношения:

=     равно;               <>   не равно;

>     больше;            >=   больше или равно;

<     меньше;                       <=   меньше или равно.

3. Приоритет операций (порядок выполнения операций)

Приоритетом операций называется очередность выполнения операций в выражении. Выполнение каждой операции происходит с учетом ее приоритета.

Приоритет операций в выражении без скобок:

1)        *  /   div   mod

2)         +  -

3)         =  <>   <    >     >=    <=

Сначала выполняется вычисления в скобках, затем операции в порядке убывания их приоритета (операции с равным приоритетом выполняются слева направо).

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей